Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация, которая сложилась в настоящее время в отечественной системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Значительную часть составляют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению дошкольной программы из-за несформированности всех сторон речей лексической, грамматической и фонетической. Данные дети составляют основную группу по неуспеваемости.
Проблема общего недоразвития речи и вопросы обучения дошкольников пересказу была предметом изучения многих авторов (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В. П. Глухов и др.) Характеризуя ее, авторы указывали ряд своеобразных черт. Они отмечали, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в пересказах наблюдаются следующие характерные проявления: пропуск смысловых звеньев; нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; дети не могут самостоятельно выполнить пересказ.
Пересказом является осмысленным, творческим воспроизведением литературного текста в устной речи. Пересказ является сложной речевой деятельностью, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Пересказ произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Неполноценность развития речи, а также вторичные психические наслоения приводят к нарушению правильного взаимодействия компонентов речевой деятельности у детей. Для исследования мы подбирали испытуемых одинаковой возрастной группы и одинаковой структуры речевого дефекта.
В логопедической практике при обосновании содержания обучения связному речевому высказыванию, выборе методов и форм организации деятельности детей преобладает ориентация на уровневые показатели речевого развития (по Р.Е.Левиной).
Это связано с тем, что остаются недостаточно разработанными теоретические и практические аспекты дифференциации контингента детей с общим недоразвитием речи, раскрывающие особенности нарушений связного речевого высказывания, обусловленные своеобразием речемыслительной деятельности. Не представлены содержание и структура обследования связной монологической речи в виде обучающего эксперимента, позволяющего охарактеризовать актуальные и потенциальные возможности каждого ребенка, выявить специфические трудности программирования связного речевого высказывания и его реализации средствами языка. Этим и определяется актуальность проведенного нами исследования.
Цель исследования: проанализировать особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Рассмотрим задачи:
1. Рассмотреть понятие связной речи.
2. Проанализировать особенности развития связной речи в онтогенезе
3. Выделить особенности пересказа текстов старших дошкольников с ОНР6
4. Провести эмпирические исследование особенностей пересказа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методы:
Теоретические: работа с теоретическими источниками и научными публикациями, анализ литературы.
Эмпирические: изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; наблюдение в процессе учебной, предметно - практической и игровой деятельности; обобщение работы воспитателей, логопеда, психолога.
Статистические: изучение методов математической статистики.
Теоретико-методологические основы: положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению (JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); психолингвистические представления о тексте, восприятии и порождении речевого высказывания (Н.И. Жинкин, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕСКАЗА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и другими. «Связная речь, – подчеркивали Т.А. Бочкарева, Л.В. Шевченко– это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Т.А. Бочкарева, Л.В. Шевченко (1) отмечают, что cвязная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». Посмотрев на построение высказывания детей, можно рассуждать об уровне их речевого развития. Самая сложная форма речевой деятельности – связная речь. Она характеризуется как последовательное систематическое развернутое изложение. Коммуникативная функция является основной функцией связной речи. Она реализуется в двух формах – диалоге и монологе.
Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи (21).
Н.Ю. Рыпалева, И.С. Володина говорит, что связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.(14)
Канесева И.Г. (5) отмечает, что связная речь включает в себя ситуативную и контекстную речь. Ситуативная речь имеет взаимосвязь с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. В контекстной речи ее содержание понятно из самого контекста. Замысловатость контекстной речи заключается в том, что в этом месте требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства (12).
Учамбрина В.С. (18) отмечает, что первым не заменимым условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития является современное и полное овладение речью. Для развития связной речи ребенка на первых возрастных ступенях служит внимание. Оно является особенно важным потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.
К.А. Ларионова, О.А. Чичканёва (6) отмечает, что
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бочкарева Т.А., Особенности овладения образными средствами речи старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня [Текст] / Т.А. Бочкарева, Л.В. Шевченко // Наука и образование: новое время. 2018. № 1 (24). С. 429-435.
2. Диденко Е.В., Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с дошкольниками при онр iii уровня [Текст] / Е.В. Диденко, О.Н. Артеменко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 311-313.
3. Долганова Ю.С. Формирование методики развития связной речи у дошкольников с ОНР на основе сказок [Текст] / Ю.С. Долганова // педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2017. С. 87-90.
4. Имашева Е.И., Современные методы коррекционной работы по формированию у старших дошкольников с ОНР зрительно-моторной готовности [Текст] / Е.И. Имашева, С.В. Леонова // перспективы науки - 2016 материалы V международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. 2016. С. 94-100.
5. Канесева И.Г. Использование полисенсорных техник в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР [Текст] / И.Г. Канесева // Теоретические и методологические проблемы современного образованияМатериалы XXII Международной научно-практической конференции. Институт стратегических исследований. 2015. С. 29-32.
6. Ларионова К.А., Направления работы по развитию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР [Текст] / К.А. Ларионова, О.А. Чичканёва // образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы материалы всероссийской (заочной) научно-практической конференции. 2016. С. 142-143.
7. Максимова Ю.В., Особенности сформированности связной монологической речи дошкольников в норме и с ОНР III уровня (на материале пересказа сказки "теремок") [Текст] / Ю.В. Максимова, Т.А. Бочкарева // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования Сборник статей молодых исследователей. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; Рудзинская Т.Ф. (отв. ред.). Москва, 2015. С. 220-227.
8. Милушкина Е.А. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОНР III уровня [Текст] / Е.А. Милушкина // Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развитияматериалы Международной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет, Международная академия педагогического образования. 2016. С. 201-204.
9. Мироненко В.А., Информационные технологии в работе с дошкольниками с ОНР [Текст] / В.А. Мироненко, Е.Ю. Медведева // инновационно-технологическое развитие науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 186-190.
10. Москаленко М.И., Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию дошкольников с ОНР [Текст] / М.И. Москаленко, О.Г. Болдинова // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образованияМатериалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Фонд науки и образования; Главный редактор Скуратовская М. Л.. 2016. С. 286-288.
11. Некипелова Л.В., Наглядное моделирование как средство умственного развития дошкольников с ОНР в работе учителя-логопеда [Текст] / Л.В. Некипелова, Ю.В. Глушкова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 255-257.
12. Петряева А.В. Особенности сенсорного развития дошкольников с ОНР [Текст] / А.В. Петряева // в мире науки и инноваций сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях. 2016. С. 132-135.
13. Пудова Н.В. Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой [Текст] / Н.В. Пудова // Инновационные педагогические технологии Материалы VII Международной научной конференции. 2017. С. 71-74.
14. Рыпалева Н.Ю., Организация и содержание работы по развитию словаря старших дошкольников с ОНР [Текст] / Н.Ю. Рыпалева, И.С. Володина // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного и специального образования Материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции. Фонд науки и образования; Главный редактор Скуратовская М. Л.. 2016. С. 323-326.
15. Сидорова А.А., Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с ОНР [Текст] / А.А. Сидорова, С.Н. Архипова // молодые лидеры - 2016 материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр "Знание". 2016. С. 353-357.
16. Статенина Е.С. Мнемотехника как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Статенина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. № 1. С. 314-319.
17. Сырвачева Л.А., Изучение взаимосвязи между формой общения со взрослым дошкольника с ОНР и эмоциональной направленностью на него воспитателя [Текст] / Л.А. Сырвачева, А.В. Шевцова // Педагогика и медицина в служении человеку материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор С. Ю. Никулина. 2016. С. 395-401.
18. Учамбрина В.С. Развитие внимания у старших дошкольников с ОНР в процессе логопедической работы [Текст] / В.С. Учамбрина // инновационные механизмы решения проблем научного развития сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2016. С. 190-192.
19. Чувилина О.Н. Методические аспекты обучения старших дошкольников с онр пересказу текста [Текст] / О.Н. Чувилина // психология и педагогика: методика и проблемы практического применения сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 142-145.
20. Чувилина О.Н. Особенности пересказа текстов старших дошкольников с ОНР [Текст] / О.Н. Чувилина // Научно-практические исследования. 2017. № 9 (9). С. 158-160.
21. Яшина К.И. Формирование навыков пересказа у детей с ОНР методом наглядного моделирования и театрализованных игр [Текст] / К.И. Яшина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 1007-1009.